SMS-спама больше не будет?

В конце прошедшего года все крупнейшие новостные издания отреагировали на вступление в силу изменений в Федеральном Законе «О связи», которые касались рекламный сообщений или, проще говоря, СМС-рассылок.
Практически все эти новости вышли под заголовками, однозначно хоронившими всю эту индустрию.
Однако в тот момент как-то потерялся из виду тот факт, что законодательство уже запрещало деятельность, называемую «SMS-спам», и этот закон довольно давно действует. Если говорить определениями, любая СМС рассылка с целью рекламы является спамом, если абонент не давал своего письменного согласия. Если открыть Федеральный Закон «О рекламе», то здесь есть даже конкретное наказание за такую деятельность — штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей.
Разве после этого пользователи стали получать меньше спама?
Если взглянуть на годовую статистику одного из сервисов по регистрации жалоб на СМС-спам, видно, что на протяжении всего 2014 года количество обращений, направленных в ФАС, постепенно снижается. Анализ этих данных показывает, что вместе с сокращением количества жалоб, уменьшается и количество СМС-спама, эти процессы ожидаемо взаимосвязаны. Но влияние Федерального Закона «О связи» в этой ситуации считается достаточно спорным. Ведь этот закон, вместе с введенными недавно поправками, направлен на привлечение к ответственности тех операторов связи, которые, несмотря на отправленный абонентом отказ от конкретной рассылки, продолжают ее допускать. То есть, получив от абонента отказ, сотовый оператор не заблокировал для данного номера возможность отправлять абоненту СМС.
Много абонентов отправляют жалобы? Скорее всего, нет. Плохо ли от этого тому, кто спам отправляет? Нет.
Также не совсем понятно, что будет сотовому оператору, если он все же будет допускать отправку спама своему абоненту. Даже если взглянуть все на тот же график, не заметно, чтобы кто-то из спамеров после внедрения поправок в октябре и по декабрь, снизил интенсивность рассылок. А падение активности в начале декабря очень легко объясняется общим снижением бизнес-активности.
Но стоит все-таки признать, что количество СМС-спама постепенно идет вниз, и «виной» тому те самые жалобы абонентов, направляемые в ФАС. Конечно, практически ничего не слышно о заводимых на спамеров делах, но служба начинает ими интересоваться и отправлять запросы о роде занятий, что снижает их активность.
Еще немного цифр
Абоненты на условиях анонимности согласились поделиться с исследователями информацией о количестве и содержании СМС-спама, приходящего на их номера. В результате были проанализированы около 15 000 отправителей и около 30 000 сообщений.
В результате удалось узнать, что наиболее используемое в таких рассылках слово — «скидка»:
слово | кол-во упоминаний |
скидка | 3707 |
звонить | 2874 |
день | 2064 |
такси | 2046 |
кредит | 2001 |
автомобиль | 1998 |
деньги | 1951 |
только | 1910 |
весь | 1884 |
цена | 1647 |
подарок | 1638 |
смс | 1544 |
новый | 1439 |
ваш | 1368 |
бесплатно | 1356 |
любой | 1332 |
акция | 1228 |
год | 1207 |
получать | 1005 |
карта | 980 |
подробность | 952 |
заем | 919 |
заказ | 900 |
все | 897 |
бесплатный | 888 |
код | 842 |
номер | 837 |
ооо | 836 |
мтс | 775 |
банк | 773 |
По анализу брендов, упоминаемых в незаконных рассылках, лидирует «МТС»:
бренд | кол-во упоминаний |
мтс | 775 |
рольф | 560 |
билайн | 360 |
мерседес | 285 |
мицубиси | 280 |
vk | 232 |
сбербанк | 190 |
qiwi | 186 |
форд | 177 |
Больше всего спама приходит от отправителя под псевдонимом «Promo»:
отправитель |
promo |
wurussia |
conf |
hobocti |
900 |
mts-partner |
time+money |
79029551350 |
79029550877 (нано-финанс) |
mtc |