SMS-спама больше не будет?

В конце прошедшего года все крупнейшие новостные издания отреагировали на вступление в силу изменений в Федеральном Законе «О связи», которые касались рекламный сообщений или, проще говоря, СМС-рассылок.
Практически все эти новости вышли под заголовками, однозначно хоронившими всю эту индустрию.

Однако в тот момент как-то потерялся из виду тот факт, что законодательство уже запрещало деятельность, называемую «SMS-спам», и этот закон довольно давно действует. Если говорить определениями, любая СМС рассылка с целью рекламы является спамом, если абонент не давал своего письменного согласия. Если открыть Федеральный Закон «О рекламе», то здесь есть даже конкретное наказание за такую деятельность — штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей.

Разве после этого пользователи стали получать меньше спама?

Если взглянуть на годовую статистику одного из сервисов по регистрации жалоб на СМС-спам, видно, что на протяжении всего 2014 года количество обращений, направленных в ФАС, постепенно снижается. Анализ этих данных показывает, что вместе с сокращением количества жалоб, уменьшается и количество СМС-спама, эти процессы ожидаемо взаимосвязаны. Но влияние Федерального Закона «О связи» в этой ситуации считается достаточно спорным. Ведь этот закон, вместе с введенными недавно поправками, направлен на привлечение к ответственности тех операторов связи, которые, несмотря на отправленный абонентом отказ от конкретной рассылки, продолжают ее допускать. То есть, получив от абонента отказ, сотовый оператор не заблокировал для данного номера возможность отправлять абоненту СМС.

Много абонентов отправляют жалобы? Скорее всего, нет. Плохо ли от этого тому, кто спам отправляет? Нет.

Также не совсем понятно, что будет сотовому оператору, если он все же будет допускать отправку спама своему абоненту. Даже если взглянуть все на тот же график, не заметно, чтобы кто-то из спамеров после внедрения поправок в октябре и по декабрь, снизил интенсивность рассылок. А падение активности в начале декабря очень легко объясняется общим снижением бизнес-активности.

Но стоит все-таки признать, что количество СМС-спама постепенно идет вниз, и «виной» тому те самые жалобы абонентов, направляемые в ФАС. Конечно, практически ничего не слышно о заводимых на спамеров делах, но служба начинает ими интересоваться и отправлять запросы о роде занятий, что снижает их активность.

Еще немного цифр

Абоненты на условиях анонимности согласились поделиться с исследователями информацией о количестве и содержании СМС-спама, приходящего на их номера. В результате были проанализированы около 15 000 отправителей и около 30 000 сообщений.

В результате удалось узнать, что наиболее используемое в таких рассылках слово — «скидка»:

слово кол-во упоминаний
скидка 3707
звонить 2874
день 2064
такси 2046
кредит 2001
автомобиль 1998
деньги 1951
только 1910
весь 1884
цена 1647
подарок 1638
смс 1544
новый 1439
ваш 1368
бесплатно 1356
любой 1332
акция 1228
год 1207
получать 1005
карта 980
подробность 952
заем 919
заказ 900
все 897
бесплатный 888
код 842
номер 837
ооо 836
мтс 775
банк 773

По анализу брендов, упоминаемых в незаконных рассылках, лидирует «МТС»:

бренд кол-во упоминаний
мтс 775
рольф 560
билайн 360
мерседес 285
мицубиси 280
vk 232
сбербанк 190
qiwi 186
форд 177

Больше всего спама приходит от отправителя под псевдонимом «Promo»:

отправитель
promo
wurussia
conf
hobocti
900
mts-partner
time+money
79029551350
79029550877 (нано-финанс)
mtc
Дарим 100 рублей на рассылку
Оставьте свои контактные данные. С вами свяжется наш менеджер и подробно расскажет о возможностях нашей платформы и стоимости использования.