Штрафы за СМС-рассылку: какие бывают и как защитить от них бизнес

Бизнес пользуется SMS-рассылками для информирования покупателей и продвижения бренда. Важно понимать, что эта область контролируется российским законодательством о рекламе и связи.

Как рассылать уведомления, чтобы не нарушить закон и не получить штраф за рассылки — читайте в статье.

Как и за что штрафуют в 2024 г.?

Для того, чтобы разобраться с возможными штрафами, рассмотрим действующие правовые акты. Информацию о законной рекламной деятельности и рассылках можем найти в:

  1. Федеральные закон «О рекламе» № 286-ФЗ
  2. Федеральные закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ
  3. Закон «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 № 17-ФЗ
  4. Закон от 06.04.2024 № 78-ФЗ

Особое внимание обратим на последний закон, который не так давно был обновлен. С апреля 2024 г. штраф за рассылку SMS без согласия абонента был увеличен:

  • Для юридических лиц — от 300 тыс. до миллиона рублей
  • Для должностных лиц — от 20 до 100 тыс. рублей
  • Для гражданских лиц — от 10 до 20 тыс. рублей

Существуют отдельные категории товаров, для которых предусмотрено более суровое наказание: микрозаймы, кредиты, БАДы, табак и курительные смеси. Например, для рекламы БАДов обязательна пометка о том, что продукт не является лекарственным средством. В сфере финансовых услуг важно прописывать все условия, которые влияют на стоимость предложения. При распространении медицинских препаратов — указывать, что товар для покупателей 18+, предупредить о противопоказаниях и необходимости консультации со специалистом.

Чтобы избежать санкций за незаконную SMS-рассылку, не рекламируйте продукцию из запрещенного списка. Также выполните следующие шаги:

  1. Соберите базу абонентов
  2. Получите согласие пользователей на рассылку
  3. Составьте грамотный текст сообщения

Рассмотрим каждый пункт подробнее. Также расскажем, что еще важно предусмотреть для законной и эффективной рассылки SMS клиентам.

Сбор базы для SMS-рассылки

Самое важное правило — получить согласие на рассылку. Оно должно быть явно выраженным и принадлежать получателю SMS.

Какие возможны законные способы сбора базы клиентов?

  1. В договоре с клиентом укажите, что на его номер возможна СМС-рассылка.
  2. Если у вас розничный магазин — вы можете заменить договор на анкету.
  3. Создайте форму на сайте, где будет стоять обязательная галочка о согласии на рассылку.
  4. Соберите базу через обзвон.

А вот незаконные методы сбора клиентской базы, при использовании которых компании гарантирован штраф:

  • Покупка клиентских баз
  • Поиск в интернете номеров телефонов
  • Добавление в базу клиентов, отказавшихся от рассылки
  • Использование старых баз, в которых абоненты не давали согласие на получение рассылок или нет документального подтверждения согласия

Анкета или договор подтверждают, что пользователь согласен получать рассылку. Если рассылать информацию без задокументированного согласия, вы автоматически можете стать нарушителем.

Получение согласия на рассылку

Важно составить правильный текст согласия, без завуалированных и сложных формулировок. Что обязательно нужно включить в анкету:

  1. Личные данные — ФИО
  2. Номер телефона
  3. Название организации, делающей рассылку
  4. Согласие на SMS-рассылку, сбор, обработку и хранение данных, которые пользователь подтверждает галочкой

Указание сведений о компании

Cледующий важный шаг: предоставьте информацию о себе в сообщении — укажите название компании, дайте ссылку на сайт и номер телефона.  Используйте индивидуальное имя отправителя — так бренд удобнее идентифицировать.

Для того, чтобы вас знали и вам доверяли, также рекомендуем:

  • Не употреблять нецензурную речь и оскорбительную лексику
  • Не призывать клиентов к нарушению закона и запрещенной деятельности
  • Не рекламировать запрещенные товары
  • Не отзываться плохо о конкурентах

Возможность отказа от получение рассылки

Не менее важное условие легальной рассылки — возможность абонента отписаться от SMS по первому требованию. В противном случае, даже при наличии одной жалобы, можно оказаться в числе нарушителей и получить штраф.

Проследите, чтобы информация о том, как отписаться от СМС-рассылки была доступна. Для этого вы можете:

  1. Разместить инструкцию на сайте.
  2. Настроить 2way-рассылку, в которой клиент может отправить команду на отписку ответным SMS.
  3. Провести инструктаж с персоналом: менеджеры должны знать, как отписать клиента, и делать это по первому его требованию.

Хранение согласия на получения рассылки

Заключительный, но не менее важный пункт — храните согласие клиента на рассылку. Помните, что для закона неважно, каким путем оно получено — на сайте, в виде бумажной анкеты или по телефону, важно — чтобы оно было.

Для того, чтобы узнать больше о законной рассылке SMS-сообщений, заходите на наш сайт. Вы также можете отправить заявку на странице услуги — и получить профессиональную юридическую консультацию совершенно бесплатно!

Дарим 100 рублей на рассылку
Оставьте свои контактные данные. С вами свяжется наш менеджер и подробно расскажет о возможностях нашей платформы и стоимости использования.