Штраф за СМС рассылку от УФАС. Как от него защититься

Бизнес использует СМС-рассылку для продвижения бренда и отправки уведомлений. Важно понимать, что эта область контролируется российским законодательством о рекламе и связи. Чтобы не получить штраф за рассылки — читайте статью.

Как и за что штрафуют?

Разобраться с возможными штрафами поможет часть1, статьи 18 федерального закона «О рекламе». Ознакомится с ним можно на сайте Федеральной антимонопольной службы России. Мы в статье отметим важные пункты, касающиеся непосредственно СМС-рассылки.

Особое внимание обратите на пункт 1 статьи 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе». Он предполагает наказание за рассылку СМС без согласия абонента. Размер штрафа составляет:

  • Для юридических лиц наказание за одну рассылку без согласия может составить от 100 000 до 500 000 рублей.
  • Для гражданских лиц штраф составляет 2 000 — 2 500 рублей.
  • Для должностных лиц размер штрафа 4 000 — 20 000 рублей.

Существуют отдельные категории товаров, для которых предусмотрено более суровое наказание. К ним относятся микрозаймы, кредиты, БАДы, табак и курительные смеси. За рекламу таких товаров штраф возрастает до 800 000 рублей.

Как избежать санкции за незаконную СМС рассылку, если вы не рекламируете что-то из запрещенного списка? Мы выделили три аспекта:

  1. Собрать базу абонентов.
  2. Получить согласие пользователей на рассылку.
  3. Составляем грамотный текст.

Остановимся подробнее на каждом пункте, выделив особенности.

Сбор базы для СМС рассылки

Самое важное правило – получить согласие на рассылку. Оно должно быть явно выражено и принадлежать именно получателю СМС. В противном случае суд может не принять его в качестве доказательства.

Отдельно выделим законные способы сбора базы клиентов:

  • В договоре с клиентом указать, что на его номер возможна СМС-рассылка. Договор можно заменить на анкету клиента, что актуально для розничных магазинов.
  • Форма на сайте, где обязательно должна стоять галочка о согласии на рассылку.
  • Сбор базы через обзвон

Незаконные способы сбора клиентской базы, влекущие за собой штраф:

  • Покупка клиентских баз.
  • Поиск в интернете номеров телефонов.
  • Использовать старые базы, в которых абоненты не давали согласие на получение рассылок или нет документального подтверждения согласия.
  • Добавлять в базу клиентов, отказавшихся от рассылки.

Составление анкеты для СМС рассылки

Анкета подтверждает, что пользователь согласился получать рассылку. Если нет задокументированного согласия, вы автоматически становитесь нарушителем.

В ней должны быть следующие графы:

  • Личные данные – ФИО.
  • Номер телефона.
  • Название организации, делающей рассылку.
  • Согласие на смс рассылку, сбор, обработку и хранение данных, которые пользователь подтверждает галочкой.

Важно составить правильный текст согласия для пользователя. Не оставляйте завуалированных форм сложный для понимания. Укажите честно что вы планируете делать рекламную СМС рассылку.

Чтобы защититься от штрафа, сохраняйте задокументированное согласие на рассылку. Для закона не важно, получено оно на сайте, существует в виде бумажной анкеты или дано по телефону.

Пишем СМС правильно

Предоставьте информацию о себе в сообщении – укажите название компании, дайте ссылку на сайт и номер телефона. Чтобы не растягивать сообщение пользуйтесь индивидуальным именем отправителя, так бренд будет проще идентифицировать.

Помимо этого (общие правила для рекламы, не только СМС, но и в Viber):

  • Не отзывайтесь плохо о конкурентах.
  • Не употребляйте нецензурную речь, грубости и оскорбления
  • Не призывайте клиентов к нарушению закона и запрещенной деятельности
  • Не рекламируйте табак, алкоголь, оружие, наркотики и прочие запрещенные товары.

Есть правила для отдельных категорий товаров.

  • Для медицинских процедур и препаратов обязательно должна стоять пометка 18+. Подписчиков нужно предупредить о противопоказаниях и написать, что «перед применением необходимо проконсультироваться с врачом».
  • Для БАДов обязательна пометка о том, что продукт не является лекарственным средством.
  • Для финансовых услуг. Обязательно прописывать все условия, которые должны будут повлиять на стоимость. Допускается дать ссылку на сайт, где будут изложены подробные условия.

Важным условием легальной рассылки должна быть возможность абонента легко отписаться от СМС.

Как правильно отписывать от рассылки

Вы обязаны сразу отписать клиента по первому его требованию. Даже после одной СМС, отправленной после такой просьбы, вы рискуете получить штраф.

Проследите, чтобы информация о том, как отписаться от СМС рассылки была доступна:

  • Разместите инструкцию на сайт.
  • Менеджеры должны знать, как отписать клиента и делать это по первому его требованию.
  • Процесс отписки легко автоматизируется при 2way рассылке, в которой клиент может отправить команду на отписку ответным СМС.

Если вы до сих пор сомневаетесь в том, какой должна быть рассылка, наказание за которую не последует, обратитесь в компанию SigmaSMS. Мы занимаемся юридической поддержкой СМС рассылки для бизнеса.

Дарим 100 рублей на рассылку
Оставьте свои контактные данные. С вами свяжется наш менеджер и подробно расскажет о возможностях нашей платформы и стоимости использования.