Специалисты компании J’son & Partners Consulting провели анализ рынка СМС-рассылок в России
01.09.2015

Как полагают специалисты J&P, СМС-рассылки в России стали наиболее доступным и действенным инструментом рекламы и информирования клиентов, позволяя максимально полно охватить целевую аудиторию. Этому способствуют развитие сетей сотовой связи, охватывающих все регионы страны, стабильный рост числа пользователей мобильных гаджетов, внедрение различных платежных сервисов.
В настоящее время рынок СМС-рассылок претерпел ряд существенных изменений, которые были вызваны внесением ряда поправок в закон «О связи», направленных в первую очередь на борьбу с незаконными СМС-рассылками, и проводимой операторами сотовой связи новой ценовой политикой. Анализ текущей ситуации и произошедшие изменения в структуре рынка и явились основным объектом исследования сотрудников J’son & Partners Consulting.
Массовая рассылка коротких текстовых сообщений (СМС-сообщений) большому числу абонентов мобильных операторов составляет существенный сегмент банковского бизнеса и сферы мобильного маркетинга. Поскольку возможность отправки СМС входит в стандарты сотовой связи, компании-участницы рынка становятся способны максимально широко охватить свою аудиторию. Конечно, здесь необходимо учитывать степень проникновения мобильной связи в регионах.
В структуре российского рынка СМС-рассылок наиболее крупными секторами являются СМС-рассылки банков свои клиентам и СМС-рассылки предприятий розничной торговли, включающие также область рекламных сообщений.
Вступивший в силу 21 октября 2014 года Федеральный Закон №272-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» призван в первую очередь ограничить поток незаконных СМС-рассылок. Появление данного Закона было вызвано ростом жалоб абонентов мобильных операторов, а также игроков СМС-рынка, на неконтролируемое увеличение поступающего СМС-спама. В результате принятия данного законодательного регулирования значительно изменилась схема осуществления СМС-рассылок, действия игроков и динамика рынка СМС-рассылок.
На смену действовавшим до конца 2013 года трем категориям участников рынка – операторам и официальным агрегаторам, «серым» и «черным» агрегаторам, в начале 2014 года приходят российские операторы сотовой связи, сотрудничающие только с официально зарегистрированными специализированными компаниями, либо напрямую взаимодействующие с заказчиками рассылок.
Представители компании J’son & Partners Consulting считают, что данные законодательные меры и возникшая в результате этого новая схема осуществления рассылок вызвали оздоровление рынка СМС-рассылок, повысили его прозрачность, отсекли значительное число действовавших ранее посредников и привели к укрупнению бизнеса специализированных компаний.
Стоимость отправки одного СМС-сообщения напрямую зависит от месячного объема рассылок компании своим клиентам – чем больше число пересылаемых сообщений, тем ниже цена за одно сообщение. Диапазон цен, предлагаемых операторами, колеблется в весьма широких пределах (от 26 копеек до 2,45 рублей) без учета дополнительных опций, таких, например, как таргетинг целевой аудитории. В исследовании компании J’son & Partners Consulting приводятся такие данные: при пересылке пакета сообщений от 5001 СМС и выше стоимость одного пересылаемого сообщения, согласно базового тарифного плана российских сотовых операторов, оказывается ниже, чем стоит рассылка у компаний-агрегаторов. Предлагаемые сотовыми операторами и специализированными компаниями опции таргетинга аудитории приводят к удорожанию пересылки одного СМС-сообщения еще на 0,5-4 рубля относительно базового тарифа.
Как указано в отчете J’son & Partners Consulting, в перспективе рынок СМС-сообщений имеет все тенденции к росту. Однако необходимо учитывать происходящие в законодательстве изменения и рост популярности сервисов-мессенджеров, которые оказывают заметное влияние на структуру рынка рассылки сообщений и его темпы роста.