Рынок SMS-рассылок в России еще достаточно молод. Однако за несколько лет он стремительно достиг потрясающих размеров, часто принимая весьма причудливые формы. Столь бурное развитие этого рынка было спровоцировано самими операторами, стремительно обрушившими стоимость отправки SMS. Совсем недавно, в 2009 году, стоимость одного SMS при массовых рассылках составляла около 2 рублей. А к концу 2013 года она снизилась до 5 копеек, а иногда и еще ниже. На наши мобильные устройства обрушился целый ураган дешевого СПАМа, сутками не оставляя нас в покое. Возникло множество «специалистов», вооруженных дешевым, наспех скомпилированным программным обеспечением. Надеясь быстро получить деньги, они стали перепродавать клиентам сомнительный трафик, предлагали добытые непонятным образом готовые телефонные базы либо на заказ рассылали миллионные тиражи сообщений, просто перебирая последовательно номера по выделенным диапазонам.
Конец 2013 года стал заметной вехой для участников рынка SMS-услуг. Тщательно подготовившись и скоординировав усилия, все ведущие российские сотовые операторы представили пакет изменений в правила приема и отправки SMS-сообщений. За этим последовал ряд событий, оказавших существенное влияние на рынок SMS-сервиса:
- Массовая рассылка SMS-сообщений для отправителей с символьными номерами стала возможна только при прямом подключении SMS-провайдера к каждому отдельному оператору.
- Многократно возросли тарифы у всех без исключения операторов (незначительные их отличия обусловленными индивидуальными планами компаний).
Закономерным итогом подобного развития событий явилось заметно усилившее разделение рынка «по способностям». Выделилось три больших группы игроков, обладающие весьма несхожими характеристиками.
- Весьма многочисленная группа компаний, не имеющая возможности ни технически, ни финансово соответствовать новым требованиям мобильных операторов, оказалась удивительно находчивой. Чтобы выжить, они используют различные уловки:
- чтобы обойти условие прямого подключения к оператору, предлагают клиентам воспользоваться рассылками, в которых подпись отправителя автоматически заменяется на номер федерального формата (7 9** *** ** **). Практика показала, что процент доставки подобных сообщений стремится к нулю. Ведущие операторы, заботящиеся о своей репутации, ни за что не пропустят на номера своих абонентов подобные сообщения. А дискаунтеры, согласные на такие условия, и клиентурой обладают соответствующей.
- стоимость отправки сообщения для всех операторов едина. Это явно свидетельствует о том, что у компании нет технической возможности маршрутизировать трафик отдельно по каждому оператору. К сожалению, говорить о качестве доставки даже не стоит.
- предлагаемые клиентам тарифы пересмотрены, но по-прежнему очень низки. Так, предлагают рассылку абонентам «Мегафона» по цене 30-40 коп. за SMS при прямом подключении. Такая цена соответствует действительности. Вот только вам «забыли» сказать, что скорость отправки в этом случае составит 10 SMS/сек. Деньги-то вы заплатите. А что получите взамен?
Старайтесь избегать подобных «специалистов». Иначе придется забыть о запланированных рекламных кампаниях. Да и потраченные на них деньги вы вряд ли сумеете вернуть.
- Вторую группу составляют провайдеры, заключившие прямые договора с операторами. Вот только чувство меры у них абсолютно отсутствует. Воспользовавшись сложившееся ситуацией и неосведомленностью части своих добросовестных клиентов, они резко взвинтили цены, введя выдуманные комиссии: «за использование символьных имен отправителей» или «за увеличение пропускной способности канала». Это их право. Вот только об интересах своих клиентов они совершенно не заботятся.
- «Золотая середина» оказалась в меньшинстве. В целом, в нее вошли достаточно крупные компании, также работающими с операторами связи в условиях прямых договоров. Однако своей первоочередной задачей они ставят стремление соблюсти баланс между безупречным качеством своих услуг и разумными ценами на них. Свой бизнес они ориентируют, в первую очередь, на своих клиентов.
Вдумчивый пользователь SMS-сервиса должен заметить, что текущая ситуация на рынке стремится к лучшему. Жесткая конкуренция вынуждает игроков бороться за клиентов, повышая качество услуг, поскольку ценовые предложения у всех постепенно выравниваются.
Значительно сократился поток пересылаемого СПАМа, а значит, возрастает отклик на разумные рекламные предложения.
Явно наметилась тенденция к цивилизованному ведению бизнеса, установлению единых правил игры.
Работы по настройке СПАМ-фильтров пока не завершены, так что пока, возможно, продолжаться и злоупотребления в данной сфере.
Осторожно и ответственно подходите к выбору партнера!